dulsinneya Родос, Греция

Восхождение на Атавирос

Иногда восхождение на очень простую вершину оказывается неожиданно сложным.

Дело было на Родосе. Это небольшой остров, на машине его весь целиком можно объехать за 1 день с остановками в туристических местах. Поэтому когда выяснилось, что информации о маршруте на самую высокую точку острова нигде нет, я очень удивилась.

Гора Атавирос, высота 1215 м, на вершине есть метеостанция, развалины храма Зевса и отличный вид на средиземное море.  И никакой информации, как туда подняться.

Путеводители в показаниях расходились. В одном Атавирос как место, которое стоит посетить, вообще не значилось. Другой сообщил, что восхождение возможно со стороны деревни Эмбонас, еще в одном написано, что на Атавирос можно легко доехать на автомобиле. В общем, уровень неопределенности оказался высок.

Решили провести расследование на месте. На подступах Атавирос смотрится довольно внушительно: крутые подъемы, каменные обрывы. Мы долго разглядывали его издалека, раздумывая, с какой стороны на него удобнее зайти. Никаких внятных троп снизу не просматривалось. Продавцы вина в Эмбонасе однозначно сказали, что зайти со стороны деревни на гору нельзя. Мы расстроились и поехали в отель, думать.

Вечером еще разок изучили матчасть. Еще один путеводитель, “Пешеходный Родос”, упорствовал в том, что со стороны Эмбонаса зайти можно, мое приложение с оффлайн картами тоже показывало, что там есть тропа. Я решила еще для полноты картины посмотреть спутниковые снимки.

На снимках было видно, что тропа от Эмбонаса начинается (ее начало мы видели собственными глазами), а потом бесследно растворяется в каменных склонах. Зато с другой стороны горы очень четко видна дорога, а рядом с ней есть и тропа, которая местами пересекается с дорогой а местами уходит в сторону, срезая путь. Проблема только в том, что от Эмбонаса до вершины примерно 2 километра, а вот если заходить с другой стороны, то это километров 7-8 в один конец.

Провели небольшой военный совет и решили, что лучше идти более длинным зато более надежным путем. 15-16 км — неплохая прогулка, не развалимся. Точку старта определили как место, где заканчивается асфальт и начинается грунтовка. Вариант доехать до вершины на машине отвергли как совершенно неспортивный.

Утро восхождения выдалось довольно пасмурным и прохладным, тучи летали из стороны в сторону, то и дело срывался дождь. Но тем лучше, не придется ходить по жаре.

Базировались мы в Фалираки, поэтому до точки старта пришлось ехать чуть больше часа. Поворот на Атавирос никак не обозначен, если бы не спутниковые снимки, мы его ни за что не нашли. В принципе, по этой дороге можно добраться до вершины даже не выходя из авто. Но мы, исключительно из спортивных соображений, оставили машину у кромки леса, в месте, где заканчивался асфальт и потопали дальше пешком.

Начало подъема — 590 метров над уровнем моря. Почти сразу с этой точки идет крутой серпантин, который быстро заканчивается, дальше дорога с легким уклоном и небольшой спуск. Длина участка — 3 км. Это первый, если можно так сказать перевал, впереди еще два.

Дальше начался очередной подъем. Стоящие справа ветряки стали ближе, мы обогнули очередной крутой каменистый склон и еще немного спустились вниз. Здесь появилась альтернатива: или идти по пешеходной тропе 2,5 км, или продолжать путь по дороге 4 км.

Идти по тропе оказалось гораздо приятнее: виды симпатичные ну и, если идти по дороге, натыкаешься на собак, охраняющих ветряки, а они ведут себя довольно агрессивно.

По фотографиям видно, что это даже не восхождение, а приятная прогулка. Никаких каменюк, кустов, сложных подъемов. И вокруг — никого, ни одной живой души. Только птицы поют и бараны провожают нас удивленным взглядом.

Мы спокойно шли, о чем то беседовали и вдруг неожиданно оказались на вершине.

Наверху все огорожено забором. Со стороны дороги забор очень монументальный, а со стороны тропы это обычная сетка, местами обвалившаяся, так что пройти можно. Зачем все это соорудили — остается загадкой, может хотели брать деньги за вход в храм, а потом передумали. И правильно, от храма осталось так мало, что мы даже не сразу поняли, что бывший храм. Все развалено на корню, но для Греции это в порядке вещей, только несколько прямоугольных каменных блоков там, где были дверные проемы, и остатки фундамента. Деньги брать совершенно не за что.

На одном из блоков мы разложили хлеб, сыр и колбасу, разлили чай и немного перекусили, сразу окрестив это место “Кафе “у Зевса”. Вид из кафе открывается отличный! Можно увидеть большую часть острова и кусок Турции. Говорят, в хорошую погоду и Крит виден.

Дальше впереди стоит радар  системы воздушного движения в виде белого шара. Он огорожен забором и там тоже собаки, делать там нечего.

Мы прошли вперед, в ту сторону, где у подножья находится Эмбонас, поискать тропу, но ничего не нашли. Тем не менее, спуститься вниз оказалось совсем просто и мы бы, наверное, так и сделали, если бы не оставили машину в противоположной стороне. Пришлось разворачиваться и идти обратно.

А вот и Эмбонас. Деревня, и так маленькая, но с высоты она кажется совсем игрушечной.

Весь маршрут в итоге составил 15,5 км, гуляли мы, с учетом посиделок “У Зевса” и фотографирования всего на свете, часов 5. За это время мимо проехало всего две машины, одна с двумя туристами, а вторая — с местными бармалеями, которые, присматривают там за порядком. Мне прогулка очень понравилась: очень лайтово, свежий воздух, живописные пейзажи и никого вокруг. Настоящий оазис.