dulsinneya

Category:

Едем в Италию с турфирмой-2

Начало здесь.

Вообще Галерею Академии можно смело назвать Галереей Давида. Ибо, по сути, кроме самого Давида там, почти никто ничего не смотрит. Хотя мне понравились и картины, а некоторые даже удивили. Например, одна из них изображает Мадонну в компании девушек, которые позднее были причислены к лику святых. 

Например, святая Лючия, которая, по легенде, выколола себе глаза и которой впоследствии, за ее набожность, глаза были возвращены, изображена с золотым блюдечком в руке. А на нем лежат совсем даже не аллегорически, а вполне натурально изображенные глазные яблоки. 

Так же я обнаружила, что античные герои носили сапоги, в которых до сих пор щеголяют современные модницы. Что-то вроде сланцев с высоким голенищем на шнуровке. Голенища таких сапог украшены бронзовыми нашлепками в виде голов драконов и прочих мифологических животных, сейчас бы пользовались бешеным успехом.

На выходе из галереи мне пришла смска от попутчиков, сообщавшая, что для похода в галерею Питти назначена встреча в 15-10 у фонтана Нептуна. Мне как раз хватило времени, чтобы посетить ботанический сад Флоренции, основанный еще Козимо Медичи в 16 веке. Из ботанического сада не спеша, купив по дороге мороженое и пару раз остановившись, чтобы посидеть на очередных ступеньках и пофотографировать, я дошла до фонтана, где уже начала собираться наша группа. Вчерашний экскурсовод Инна тоже уже была на месте. Здесь же ко мне присоединилась моя попутчица Вика, благополучно вернувшаяся из Пизы с чувством глубокого недоумения, зачем она это сделала.

Как оказалось, Инна просто гениальный экскурсовод по сравнению со всеми, с кем мне пришлось столкнуться до нее и впоследствии. Экскурсия с ней по галерее Питти вышла просто идеальной. Она не особо спешила, несмотря на то, что время экскурсии все-таки сильно ограничено, давала достаточно времени, чтобы все успели все рассмотреть, обращала наше внимание на самые интересные экземпляры из коллекции и рассказывала интересные истории о них. А картин в галерее так много, что, можно ходить пол дня и не разглядеть, где там Рубенс, а где Рафаэль. 

Распрощавшись с Инной, мы с Викой преступили к осуществлению второй части намеченного плана и отправились в сады Боболи. Там мало цветов, зато отличная планировка, много свободного пространства и прекрасный вид на город. Глядя на Флоренцию с верхней террасы садов Боболи, я поняла, откуда художники возрождения брали цвета и сюжеты для своих задних планов и пейзажей. Через несколько лет побывала там еще раз, и мне снова понравилось. 

Дальше перед нами возникла дилемма, пойти покушать, но пропустить светлое время суток, пригодное для фотографирования или все-таки оправиться на площадь Микеланджело, но на голодный желудок. В итоге голодный желудок одержал победу. Конечно же, когда мы закончили ужин, уже стемнело. Но план ведь должен быть выполнен, не правда ли? Поэтому, мы мужественно решили штурмовать высоту смотровой площадки после десяти вечера.

Впрочем, особого мужества не требовалось. Требовалось просто сесть на автобус, который идет от площади вокзала и доехать до конечной. Вместе с нами в этом автобусе ехала еще целая толпа туристов и никто из них не платил за проезд, поскольку в столь поздний час билеты у водителя уже закончились.Смотровая площадка на площади напомнила мне наши Воробьевы горы в темное время суток. 

Все то же самое: туда-сюда фланируют гуляющие, парочки целуются в тех углах, которые потемнее,  куча народу тусуется просто так, стайки машин и мотороллеров. Какие-то арабские ребята притащили магнитофон, врубили его на полную катушку и рисуют картины красками из баллончиков. Вокруг них толпится народ, но никто ничего не покупает. Чем живут эти люди – непонятно.

Вечер получился чудесный. В приподнятом настроении мы дошли до галереи Уффици, и там, чтобы должным образом завершить этот идеальный день, нас ждал небольшой сюрприз.Прямо на ступенях галереи расположились музыканты и давали акустический концерт. Хрустальный голос певца порхал между колоннами, словно ночной мотылек,  отражался от старых стен и обволакивал слушателей со всех сторон. Мы, как и многие, гулявшие в этот поздний час, вместе с его голосом как будто взлетали над крышами и огнями ночного города и, в тоже время, оставались здесь, на старых камнях мостовой, которая видела столько художников, певцов и поэтов, сколько никто из нас не увидит за всю свою жизнь.Концерт закончился, певец попрощался со своими слушателями до завтрашнего вечера, и мы тоже попрощались с Флоренцией и отправились спать. 

Вечный город и будуар чокнутой герцогини.

На следующий день, как и всегда, был очень ранний подъем и не менее ранний отъезд. Как мне не хотелось уезжать из Флоренции, кто бы знал! Но я очень рассчитывала на Рим. Рим должен был меня утешить, но сначала вышло все по-другому.По дороге в Рим весь автобус выгрузили у туристического магазина. Одновременно там же высадили еще целый автобус японцев и еще один автобус русских. В результате внутри произошла небольшая русско-японская война, которая, однако, закончилась убедительной победой итальянцев, поскольку цены в этом месте, естественно, были значительно выше, чем в любом супермаркете Италии, при этом и русские и японцы не ушли без покупок.В Риме нас выгрузили у вокзала Тремини, где мы, беспомощные и бестолковые в пока еще незнакомом городе, попали в цепкие лапы киборга-экскурсовода Инны. Инна была из породы экскурсоводов, искусственным образом выращенных в подземных лабораториях Ватикана, и запрограммированных только на то, чтобы выдавать бесполезную информацию в огромных количествах с максимально возможной скоростью. Любые другие варианты развития событий этим киборгом игнорировались как несуществующие. Вопросов задаваемых ей публикой, она вообще не слышала. Видимо потому, что, не умолкая тараторила со скоростью пулемета, который будет изобретен в далеком будущем. На сегодняшний день таких скоростных пулеметов в мире не существует. Существует только Инна, которая умудрилась рассказать нам историю, которую накануне нам рассказывал Костантино в течение десяти минут, за 30 секунд.В общем, следующие два часа мы провели, гоняясь за Инной по центру Рима и безуспешно пытаясь уловить хотя бы половину информации о том, что мы видим вокруг. В довершение к этому, то усиливаясь, то затихая, в Риме шел дождь. Это не добавляло прелести нашей эээ… пробежке. Только одно светлое пятно. В какой-то момент дождь начал лить так сильно, что нам пришлось искать убежище. Мы нашли его под куполом Пантеона, примерно в это же время я догадалась вынуть из уха наушник своего туристического радио и смогла рассмотреть это архитектурное чудо во всей красе, не отвлекаясь на экскурсоводческую трескотню. Посреди купола Пантеона есть отверстие, через которое в помещение проникает дневной свет. В тот момент вместе со светом в здание проникал и дождь, его струи были ясно видны на темном фоне купола, падали прямо на мозаичный пол и уходили под землю в водосток в центре. Несмотря на толпу народа, которая пряталась внутри от дождя одновременно с нами, на какой-то момент мне  показалось, что время как бы застыло, вокруг стоит полная тишина, и только капли дождя бесшумно и величественно падают вниз.

Остаток мероприятия прошел в том же бодром темпе, только теперь я старалась не слушать экскурсию и раздражение, поднявшееся бурно в ее начале, понемногу улеглось. Почти, но не совсем. Около Колизея нас всех посадили в метро, а на другой станции стоял автобус, который развез всех по отелям.Мне опять не повезло с размещением. Интерьеры моего отеля наверняка пришлись бы по вкусу какой-нибудь чокнутой  престарелой герцогине: стены, затянутые потертыми желтоватыми шелками в викторианский цветочек, темно-красные гобеленовые шторы и покрывала с вытканными ромбами и розочками, темно-зеленый ковролин на полу, тоже в каких-то геральдических разводах. При этом все стены в зеркалах и розоватое освещение. В хорошую погоду такой интерьер портит настроение, а в дождь, как сейчас, вообще вгоняет в беспросветную тоску. И при всем при этом в комнатах и коридорах стоит неистребимый затхлый запах старых одеял. И половина номеров выходит во внутренний двор, в котором круглые сутки ревет мощная отельная вентиляционная система. Хотелось вырваться на свободу из этого затхлого приюта престарелых герцогинь как можно скорее. Собрав всю волю в кулак и призрев усилившийся дождь, мы с Викой выбрались из отеля. Ведь где-то там, вдалеке, бушует вечерний Рим со всеми его прелестями, о которых столько всего написано и прочитано. К нам присоединились еще попутчики из нашей группы, так что нас стало четверо.Наша четверка выбралась на поверхность в районе площади Пьяце дель Пополо, радостно предвкушая прогулку при свете луны и фонарей и осмотр достопримечательностей. Не тут то было!Дождь нисколько не утих, а наоборот, стал еще сильнее, пришлось остановиться переждать в метро. Мы там были не одни – куча людей толпилась у входа, ожидая просвета в стене дождя, с улицы в подземку спускались люди, промокшие насквозь, а между всеми ними суетились неутомимые продавцы одноразовых китайских зонтиков по 5 евро, которые, поторговавшись, можно купить и за 3. Мы, кстати, много встречали таких продавцов во всех городах Италии. Их азиатская внешность сразу бросается в глаза, они стоят на каждом углу, успешно втюхивая обалдевшим туристам в шортах и майках, рассчитывавших на несусветную жару, свою продукцию. Если же печет солнце, они мгновенно меняют ассортимент и начинают продавать очки и панамы от солнца. Действительно, экономика быстрого реагирования, как метко выразился кто-то из наших сопровождающих. Пока я предавалась всем этим размышлениям, римский дождь тоже не терял времени даром. Теперь он шел сплошной стеной, улицы уже были полностью покрыты водой, которая стала проникать в подземку по ступеням, сначала тоненькими ручейками, а через минуту бурным потоком. На лестнице образовался настоящий водопад, который нес с собой мусор и грязную пену. Холл метро наполнялся водой буквально на глазах!Мы быстро сообразили, что такими темпами метро может и затопить и тогда вообще непонятно, как мы вернемся обратно. Естественно, о прогулке больше не было и речи, если только вплавь. Чтобы попасть на свою ветку нам пришлось выбраться из укрытия и перебежать через площадь. Вокруг творилось вообще что-то невообразимое!  Дождь стоял стеной, но это уже не было новостью. Новостью стало то,  что, судя по всему, Рим прямо  нас на глазах превращался в Венецию!Воды наверху было по щиколотку, она бурными потоками неслась по улицам, создавая волны, водопады и водовороты. Обувь моментально промокла насквозь, зонтики больше не спасали. Мы нырнули в метро и сели на поезд, идущий в сторону отеля. И вовремя: нашу станцию закрыли и мрачный служитель пытался отгонять водные потоки от входа какими-то большими швабрами. Правда, толку от этого было мало – вода уже прорвалась на платформу и стекала прямо на пути. На поверхности было еще веселее – машины на стоянке погрузились в воду по самые двери, в зыбком свете фонарей картина выглядела зловеще. Проезжающие автобусы поднимали на площади настоящие волны, которые накатывались на тротуар и заливали столики ближайшего ресторана. Служители стремительно заносили мебель с террасы внутрь.Так бесславно закончился мой первый день в Риме. Посмотрим, каким будет второй.

Один день в Риме.

Что можно успеть за один день? Этот вопрос я задавала себе, глядя в окно нашего чудного отеля. Небо обнадеживало своим синим цветом.Спустившись вниз, я обнаружила, что, благодаря неподражаемому Константино и его безалаберности в делах, я не попала на запланированную экскурсию в Ватикан. Накануне он обещал, что информация об отъезде появится с минуты на минуту, и он оставит ее на стойке информации. В 10 вечера, когда я вчера вернулась в отель, никакой информации на этот счет еще не было. И, как утверждают очевидцы, в 10-30 тоже ничего не было.Я посчитала, что раз в столь поздний час информации об экскурсии нет, значит, она состоится во второй половине дня, и я успею перехватить ее в городе. Однако на следующее утро, когда я в 8-20 спустилась вниз, оказалось, что автобус с моей экскурсией уехал 10 минут назад. Мысленно пересчитав все косточки Константино, я все-таки позавтракала и решила штурмовать Рим, а в том числе и Ватикан, самостоятельно. По карте наметила себе примерный маршрут с осмотром основных архитектурных достопримечательностей и отправилась в путь. На десерт у меня планировался Колизей или развалины форума, как получится.От Пьяце дель Пополо я прошла пешком по Виа дель Корсо, поднялась по знаменитой Испанской лестнице, потом дотопала до фонтана Треви, заглянула еще раз в так понравившийся мне Пантеон. Везде были толпы народу. К фонтану Треви вообще было не протолкнуться. 

О чем думали творцы этих чудес в те времена, когда их создавали? Думали ли они, что их творения станут объектом поклонения огромного количества людей со всех концов света Порадовались бы они этим толпам, осаждающим их чудесные дворцы и фонтаны, или наоборот огорчились бы?С этими мыслями я продолжила свою прогулку в сторону Ватикана. Прогулка по Риму сама по себе событие. И не надо портить ее комментариями недоученного экскурсовода. Можно бесконечно ходить по этим улицам, делать за каждым углом маленькие открытия и получать кайф от каждой чашечки кофе в римском кафе или от события, случайным  свидетелем которого ты оказался. По дороге я встретила две свадьбы и даже неожиданно попала в съемки какого-то фильма, я видела десятки церквей, фонтанов и живописных закоулков. Какая разница, кто построил тот или иной палаццо, если он красив. На него можно просто смотреть. Все остальное я прочитаю потом, когда дома буду перебирать чудесные фотографии и предаваться воспоминаниям.В общем, день складывался отлично. Я чувствовала себя словно Одри Хепберн в фильме Римские каникулы, только без Грегори Пека. Но и без него было неплохо.

Собор Святого Петра произвел впечатление даже на меня, современного человека, который много уже чего повидал на белом свете. Каково же было тем, кто приезжал сюда из провинции триста лет назад? Собор настолько огромен, что толпы народу, входящие внутрь, растворяются в нем, как в океане. Посидев немного еще и на ступеньках колоннады у собора (дались мне эти ступеньки!), я отправилась к развалинам Древнего Рима, к Колизею, к Форуму и Капитолийскому холму, рассматривая по дороге все, что попадется по сторонам.Как-то мне довелось прочитать книгу «Один день в древнем Риме», которая подробнейшим образом описывает жизнь и быт древних римлян во времена, отстоящие от нашего на 2000 лет.  Вы только вдумайтесь в значение этой цифры! За это время успевали возводиться и рушиться города, возникали и исчезали народы, а римские здания все это время продолжали стоять и стоят до сих пор и их можно потрогать руками.Вообще, во время прогулки по Риму, у меня постоянно возникала потребность не только смотреть, но и трогать. Мне казалось, что положив руку на шершавый бок здания, я смогу узнать всю его историю, всех людей, которые когда-либо жили в нем, их мысли, их горести и печали. Как будто эти две тысячи лет впитаются сквозь кожу и откроют все тайны, которые мне до сих пор были неизвестны.Начать я решила с Колизея, оставив все остальное на потом, если успею. Естественно, я не успела. Билет в Колизей я покупала последняя, прямо за моей спиной вход закрыли и больше никого не пускали. Было примерно 6 часов вечера.

Еще час я бродила по Колизею, представляя, как он выглядел, когда был еще не развалинами, а вполне действующим городским объектом. Для наглядности реставраторы частично восстановили облик Колизея с одной из сторон, построив сиденья для зрителей и арену. К сожалению, в нем мало что сохранилось. Наверное, мрамор из Колизея можно найти в облицовке зданий большей части современного Рима, но кто теперь знает, каких именно. Сам Колизей остался практически гол и теперь темной махиной чернеет на фоне окружающего пейзажа. Мне он показался даже уютным.Выйдя из Колизея, я еще некоторое время сидела на площади, разглядывая прохожих. Жизнь была прекрасна и удивительна. Местное население очаровательно пыталось знакомиться, но толку от этого было мало, поскольку я не знала итальянского.  Закатное солнце ласкало своими лучами развалины, кроны величественных пиний и мою спину, хотелось, чтобы все это не кончалось никогда.С наступлением темноты я вернулась в отель, встретила своих попутчиков и разузнала планы на завтра. К счастью, этим вечером Константино был в состоянии сказать, во сколько завтра уезжает наш автобус. Вернулись люди, которых сегодня возили на экскурсию в Неаполь и Помпеи, уставшие и обалдевшие от многочасового автобусного переезда, промокшие, поскольку вчерашний римский дождь достался им еще и в Неаполе. Среди них я обнаружила Вику, и мы решили повторить вчерашнюю попытку самостоятельной ночной экскурсии по Риму. Вчерашние наши попутчики нас поддержали, и мы еще раз отправились познавать чудесную римскую ночь.Снова вышли на Пьяце Дель Пополо и пошли куда глаза глядят. В принципе, глаза глядели все туда же – Фонтан Треви, Испанская лестница и так далее и тому подобное. Все это я уже видела днем, но и сейчас, ночью, здесь было много людей. Шустрый торговец цветами пытался всучить нам розы, уверяя, что это бесплатно. Знаем мы это бесплатно, сразу за этим он будет требовать с вас денег, вроде за просто так, но злиться на него невозможно. Люди гуляют в Риме по ночам, и я их прекрасно понимаю. Так гулять в Москве не получится, ну может быть только в Питере. Ночная прогулка излечивает любую усталость. У фонтанов собирается публика, слышен смех и иногда пение, атмосфера легкости бытия, несмотря на отдельные трудности. То, на что так скупится наша суровая страна.

На фоне Везувия.

Утром я навсегда распрощалась с Константино, который был командирован в сторону Римини. Та часть наших попутчиков, которая вылетала из Римини, уехала с ним, а те, кто, как и я вылетали из Неаполя, продолжили свой путь. 

Нам досталась Александра, которая была значительно приветливей. Все-таки сопровождающий в поездке много значит. Люди, к которым мы присоединились, имели гораздо менее мрачный вид, чем те, с которыми мы расстались. Александра, как заботливая нянька, возилась с каждым. Она знала наизусть все вопросы, которые обычно задают туристы, и отвечала на них заранее. Она с юмором рассказывала итальянские истории и давала рекомендации по приготовлению итальянских блюд. Она не забывала раздать заранее карты местности и объяснить, что нас ждет впереди.  Для тех, кто не расслышал, она всегда готова была повторить все с начала. В общем, она молодец.

Сегодня нам всем обещали показать Неаполь. На самом деле, нас опять слегка обманули, потому что за два часа посмотреть Неаполь невозможно. Впрочем, я не совсем права, ведь мы имели возможность лицезреть весь город с высоты смотровой площадки в течение целых 15 минут! А потом, десантировались на центральную площадь и гуляли вокруг нее в течение часа. Половину этого времени мы потратили на то, чтобы всем автобусом сходить в туалет в знаменитом кафе Гамбринус. 

Наш гид на этот раз был натуральным итальянцем. Он отлично говорил по-русски и всю экскурсию рассказывал невероятные байки о тех зданиях, мимо которых мы проходили. Может это было не слишком познавательно, зато смешно и, если бы группа была не 50 человек, а, хотя бы 10, мы бы прекрасно провели время. 

Перед выгрузкой в Неаполь нас на протяжении нескольких часов зомбировали на тему того, что в городе много карманников и нужно все время быть начеку. Напугали всех до полусмерти. Фраза «берегите ваши кошельки» звучала примерно каждые 15 минут. Даже я почувствовала себя как-то неспокойно, несмотря на то, что за моими плечами прогулки по таким сомнительным местам, как ночная Джакарта и ночная Касабланка.

Вторая тема зомбирования – не ходите в Испанский квартал, вас там непременно обворуют или обольют помоями с верхнего этажа, а скорее всего и то и другое сразу.Естественно, как только нам дали час свободного времени, я сразу же ринулась в Испанский квартал, тем более что в том месте, где нас оставил гид, больше ничего интересного не наблюдалось. Несмотря на мрачные пророчества, меня не ограбили и даже не облили помоями. Вообще ничего не случилось. Я купила себе резиновые шлепки для моря, съела кусок пиццы и вдоволь налюбовалась бельем, вывешенным для просушки на веревках, протянутых через улицу. Посмотреть ничего не успела, да и не пыталась, ибо сего один час свободного времени в новом городе – это какое-то особо изысканное издевательство над туристом, не иначе.

Дальше были Помпеи. Это действительно впечатляет. Во-первых, своим масштабом. Это целый город, в котором без карты можно заблудиться. А во-вторых, своей сохранностью. Конечно, отдельные детали сохранились плохо. Кое-где фреска, кое-где статуя или кусок оштукатуренной стены, но если представить себе, что этот кусок штукатурки старше тебя примерно на 2000 лет, то становится как-то не по себе. Очень хорошо сохранились термы, некоторые дома, лупанарий (его наш гид показывал с особенным энтузиазмом) и другие интересные объекты. 

Все, о чем я столько читала, предстало со мной во плоти. Я бы с удовольствием провела в этом месте полдня, а то и больше, но, к сожалению, долг организованного туриста обязывает нигде не задерживаться дольше двух часов. Иначе твой автобус уедет без тебя.

 ***

«Неповторимая Италия» подходила к концу. Эти вечером нас развезли по разным отелям, разбросанным по побережью, в которых мы ложны были провести ночь, а утром все разбегались в разные стороны. Если бы я ехала в Италию самостоятельно, мне бы и в голову не пришло искать ночлег в таком месте, где я оказалась. Я бы остановилась в Неаполе и вдоволь нагулялась бы по городу. А так мне пришлось провести вечер в итальянской курортной глубинке.

Чтобы быть объективной, приходится признать, что отель был неплохим.  Уютные комнаты, хороший ужин, официанты в бабочках, симпатичный сад, в котором мы с моими попутчиками провели вечер, делясь впечатлениями от поездки. Только вокруг отеля не было ничего, достойного внимания, кроме заброшенного сада, за забором которого персиковые деревья, увешанные спелыми плодами, склонили ветви до самой земли. Персики валялись и на траве, и никому до них не было дела. Это душераздирающее зрелище трудно спокойно перенести нашим несчастным соотечественникам, в распоряжении которых в таком изобилии бывают только кислые яблоки с собственной подмосковной дачи. 

В моем номере на последнем этаже была терраса, обращенная к морю, достаточно просторная, чтобы устроить на ней вечеринку на 20 человек. И вид на Везувий, огромный и величественный. Везувий – единственное место в окрестностях Неаполя, на котором не построены дома. Все остальное пространство застроено настолько плотно, что ночью кажется, будто он плывет в море мерцающих огоньков. С самолета Везувий выглядит как огромная зеленая кочка посреди океана людских жилищ. Такой плотной застройки я не видела, пожалуй, больше нигде в Италии. Просто удивительно, как эти люди беззаботно и с завидным упорством селятся на этой земле, которая в любой момент может превратиться в пустыню. Ведь Везувий до сих пор является действующим вулканом и если сейчас он спит, то никто не гарантирует, что через несколько лет он не проснется. 

На следующее утро выпала возможность искупаться буквально у подножья вулкана, нас отвезли к морю на отельном автобусе и остаток времени перед самолетом мы скоротали на пляже. 

Перебирая камешки у воды, я нашла осколок керамической плитки, отшлифованный волнами до идеальной гладкости. На нем сохранился фрагмент какого-то узора. Может быть сотни лет назад эта плитка украшала собой чей-то великолепный палаццо, а потом, во время очередного извержения, он был разрушен, а его останки смыты безжалостным морем. И мраморный бассейн, и великолепный сад, и изящные кресла, на которых счастливый и беззаботный хозяин наслаждался утренней чашкой кофе, все было сметено с лица земли разбушевавшейся стихией. И осколок всего этого великолепия я теперь держу в руках.И хотя, скорее всего это совершенно обычная плитка из чьей-то ванной, но мне хочется думать, что все было так, как я это себе представила. И именно так я и буду думать, одевая на шею кулон, сделанный из этого загадочного осколка. В конце концов, кто может поручиться, что я не права?


#92днялета 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.